Как китайские полководцы расценивали применение военной хитрости и осторожности на поле сражения?

Простодушный полководец обречен на поражение. Врага нельзя одолеть одной храбростью и отвагой. Необходимо учитывать множество факторов, чтобы выиграть войну. Древний трактат о военном искусстве «Сунь-цзы» ставит выгоду и удобный момент для начала боевых действий во главу угла. Китайские мудрецы заметили, что даже победа в генеральной баталии может не смирить гордыню неприятеля, который все же будет рваться к реваншу из последних сил.

 

Лучше всего, по мнению Сун-цзы, не давать вообще сражения. Побеждать следует прежде всего, угадывая планы врага и полагаясь на изворотливость собственного ума. Искусство полководца состоит в введении противника в заблуждение. Навязать неприятелю неправильную оценку твоих сил, чтобы ударить в самое слабое место. Но совершить это невозможно без военной хитрости.

 

 Как китайские полководцы расценивали применение военной хитрости и осторожности на поле сражения?

Китайский воин в гуще сражения

 

Сун-цзы призывает военачальников извлекать выгоду и из обстоятельств времени и обстановки: «Время, час, момент, некоторые незначительные обстоятельства часто обеспечивают победу. Уметь уловить время, момент, воспользоваться выгодами обстановки для начала, ведения и окончания боя — это значит дать бой своевременно. Когда солнце светит в глаза противнику, когда сильный ветер дует ему в лицо, если соединение различных отрядов его армии не состоялось, если ожидаемые им подкрепления не прибыли, когда противник нуждается в отдыхе, когда им не принято мер обеспечения, когда он страдает от жажды и голода, когда кто-нибудь из его старших генералов, отличающийся выдающимися доблестями, отсутствует или заболел, атакуйте без колебаний».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Какой сегодня праздник 17 августа 2019: церковный праздник Авдотья Малиновка отмечают в России

 

Древнему трактату вторят и другие китайские военные теоретики древности. К примеру, вот что писал мудрец Цао Гун: «В войне нет постоянной формы; искусство войны состоит в обмане». Ван Чжэ: «Обман — это средство добиться победы над противником»;

 

Сунь-цзы выделяет 13 приемов и правил обмана противника, которые дают самый большой эффект в полномасштабной войне. 

 

  • Прежде всего стоит делать вид, что при наличии сил ты бессилен. Следует все военные приготовления хранить в глубокой тайне, проявляя слабость при взаимодействии с неприятелем. В 19 веке так поступил Наполеон, когда заманивал австрийцев и русских на поле Аустерлица. Бонапарту удалось убедить царя Александра Первого и императора Австрии Франца в том, что французы слабы и опасаются атаки союзников. В результате французы одержали в декабре 1805 года блестящую победу.
  • Второе правило обмана на войне гласит: «Если ты и можешь что-нибудь, делай вид, что не можешь».
  • В- третьих, «…хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко». К этому афоризму есть такой комментарий — Сорайя: «Если ты хочешь напасть на близкое к тебе государство, сделай вид, что нападаешь на далекое от тебя государство; если хочешь действовать в далеком государстве, сделай вид, что действуешь в близком государстве».
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Сериалу НТВ «Возвращение Мухтара» исполняется 15 лет

 

Противника следует заманивать его выгодой. Это значит заманить противника какой-нибудь незначительной стратегической пли тактической уступкой и тем самым добиться больших выгод для себя. После этого необходимо расстроить ресурсы врага, посеять панику и беспокойство в его армии.

 

По мнению Сун-цзы, также нельзя нападать на готового к бою противника. Следует занять оборону и делать вид, будто опасаешься мощи врага. Так усыпляется бдительность неприятеля с целью нанесения решительного удара. Вторит этому положению требование уклоняться от боя с превосходящими силами. Тут не обойтись без маневра, обхода, отступления с целью выбора наилучшей позиции для боя.

 

Как китайские полководцы расценивали применение военной хитрости и осторожности на поле сражения?

Китайские стратеги у стен осажденного города

 

Китайский теоретик советует также вызвать гнев неприятеля, оскорбить его, чтобы он потерял способность рассуждать здраво, поддался эмоциям и совершил просчет.  Смиренными словами и поступками добивайся того, чтобы противник проникся уверенностью в твоем миролюбии и, наоборот, чрезмерной уверенностью в собственных силах, чтобы стал беспечным, и, этим воспользовавшись, нападай на него.

 

Свежее войско неприятеля необходимо изматывать переходами и постоянными набегами. Оторвать от баз, от союзников, от складов с вооружением — вот цель мудрого военачальника. Момент для атаки выбирается только тогда, когда неприятель менее всего готов к отражению нападения.

 

«На воине нет неизменной обстановки, как у воды нет неизменной формы», — говорит Цао Гун. Пользуясь популярным в Китае и Японии выражением, можно так сформулировать центральную идею всей доктрины Сунь- цзы: «Война — это тысяча изменений и десять тысяч превращений».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как это у нее нога выросла?: в Сети высмеяли Викторию Лопыреву за кривой фотошоп (ФОТО)

 

Возможно, среднеазиатские полководцы хорошо были знакомы с китайской военно-теоретической мыслью. На эту мысль наводит поведение эмира Тимура, который в автобиографии рассказывает о военных походах своей армии. Один из врагов Тимура пытался усыпить его бдительность ложной клятвой. Он принес заверения дружбы и мира, но спрятал войско в засаде. Враг намеревался взять в плен Тимура.

 

Но проницательный Тамерлан (Тимур) выступил с тремя сотнями отборных нукеров. При этом в отдалении от дороги двигались еще два отряда, которые должны были вступить в бой в случае атаки трехсот всадников отрядами клятвопреступника. Когда нападение началось триста нукеров стали биться с нападающими. Те вскоре были окружены засадными отрядами Тимура и все перебиты.

 

К военной хитрости по китайским образцам прибегали и монгольские темники при завоевании Средней Азии и Руси. Они выжидали момента, когда войска неприятеля раздробятся и их можно будет перебить по частям. Чтобы разгадать тайны неприятеля, некоторые монгольские полководцы отряжали к нему послов, отправляя с ними под видом служителей опытнейших воинов, которые высматривали устройство неприятельского войска, узнавали, в чем его сила и слабость, и сообщениями своими облегчали победу. Другие нарочно отдаляли от себя кого-нибудь из приближенных, который притворно передавался неприятелю, а потом открывал своим замыслы противника.
Источник: https://armflot.ru/drevnij-vostok/1171-kak-kitajskie-polkovo…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here