Одна из самых интересных станций Московского метро — «Аэропорт». Почему её так назвали, если никакой воздушной гавани там нет? Что за странные рисунки на сводах станции? И правда ли, что потолок изначально был голубого цвета, как ясное небо? Об этом и не только расскажу сегодня.

Больше воздуха

«Аэропорт» — это первая односводчатая станция Московского метро, которую построили открытым способом. На момент её открытия, в 1938 году, в столичной подземке уже была станция такой же конструкции — «Библиотека имени Ленина». Но её сооружали закрытым способом.

Почему станция называется «Аэропорт», если его там нет?Станция «Аэропорт», 1938.

Платформа получила довольно необычное название. Ведь никакого аэропорта там нет. По крайней мере сейчас. Почему так получилось, я расскажу в конце статьи.

А пока поговорим о самой станции. Архитекторы Б.С. Виленский и В.А. Ершов хотели придать конструкции лёгкость. Чтобы пассажирам казалось, будто они присутствовали на аэродроме. По размерам станция получилась довольно компактной. Можно даже сказать тесной. Поэтому при создании проекта пространство хотели визуально увеличить.

Почему станция называется «Аэропорт», если его там нет?Пассажиры в вагоне метро на станции «Аэропорт», 1938.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  BenQ CT2200 — моноблок на Android

Для этого придумали необычную отделку. Рисунок, который создают мраморные украшения в форме веера на путевых стенах, продолжается на сводах. Но это не просто хаотичные линии. Они изображают парашютные стропы.

Здесь было голубое небо?

При отделке использовали мрамор сразу нескольких цветов: серый, коричневый, чёрный и даже розовый. Своды станции украшали оригинальные круглые люстры. Их сделали с применением бронзы и молочного стекла.

Почему станция называется «Аэропорт», если его там нет?Первоначально люстры были такими, 1938.

В центре конструкции находился большой круглый плафон. А по периметру небольшие конусообразные плафоны с хрустальными подвесками. Их потом, к сожалению, заменили на конусообразные люстры с люминесцентными лампами. Чтобы сделать станцию более светлой.

Почему станция называется «Аэропорт», если его там нет?Так люстры выглядят в наше время.

Одной из главных особенностей станции был цвет свода. Архитекторы сделали его голубым. По замыслу, это помогло бы пассажирам почувствовать эффект неба над головой. Но такой приём быстро начали критиковать. Аргументируя тем, что голубой цвет потолка снижает красоту мрамора на путевых стенах. Поэтому через несколько лет своды перекрасили в белый цвет.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Кирилл Вышинский: Я точно собираюсь остаться в профессии, потому что она вытащила меня из тюрьмы

Детали из 1938, которые можно увидеть и сегодня

Центральную ось платформы изначально украшала мраморная отделка. Это были чередующиеся полосы из камня красного и серого оттенков. Боковые части сделали асфальтовыми. Позже пол заменили на гранитный. Листайте фото, чтобы сравнить.

Почему станция называется «Аэропорт», если его там нет?
Почему станция называется «Аэропорт», если его там нет?

Пол станции, 1947.

Отдельное место занимают деревянные скамейки в центре платформы. На них с помощью металлических стоек разместили оригинальные указатели. Это было нужно, чтобы избежать подвесных табличек. Интересно, что те же самые стрелки сохранились на станции «Аэропорт» до нашего времени.

Почему станция называется «Аэропорт», если его там нет?Один из вестибюлей станции «Аэропорт» (здание с тремя арками), 1954.

Вестибюли на поверхности особо ничем не выделялись. Их встроили в два очень похожих дома. Их возвели одновременно со станцией метро по проекту архитектора С.И. Кравеца.

Почему «Аэропорт»?

Как ни странно, но в 1938 году станция получила своё наименование по делу. Здесь действительно недалеко располагался аэропорт. Вернее, не так. Он назывался величественно — «Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Что вреднее для кузова машины — зимние реагенты или летние насекомые

Почему станция называется «Аэропорт», если его там нет?Самолёт «Аэрофлота» на аэродроме, май 1941.

Основали его ещё в 1910 году на пожертвования любителей авиации. Первые междугородние полёты отсюда начались в 1922 году. А через 9 лет появилось здание аэропорта. Таким образом, он стал первой воздушной гаванью столицы.

Почему станция называется «Аэропорт», если его там нет?Здание «Аэровокзала», 1940.

Однако после Великой Отечественной войны аэродром стали использовать реже. Появились другие аэровокзалы — «Быково» и «Внуково». Все рейсы стали переводить в основном туда. Здесь же продолжались испытания некоторых самолётов для расположенных рядом авиазаводов. Окончательно воздушная гавань перестала работать в 2003 году. А здание аэропорта превратили в торговый центр.

Вопрос переименования

Ещё в советские годы возникали идеи поменять название станции. Ведь оно не соответствовало действительности. Аэропорта там и близко не было. А туристов такие наименования московского метро только путали.

Почему станция называется «Аэропорт», если его там нет?
Почему станция называется «Аэропорт», если его там нет?
Почему станция называется «Аэропорт», если его там нет?

Станция «Аэропорт», 1972-1973.

К счастью, переименовывать ничего не стали. Ведь не только название имеет интересную историю. Но и отделка станции полностью посвящена авиационной тематике. И под другим названием это будет смотреться странно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here